Секреты и тонкости грамотной речи

ТАВТОЛОГИЯ

«Учащиеся, изучая заданное задание, учатся думать самостоятельно». Лексическая избыточность — это ошибка или художественный прием?

    Употребление однокоренных слов в предложении или фрагменте текста называется тавтологией. Это греческое слово образовано от двух корней tauto «то же самое» и logos «слово». «Масло масляное» – данная фраза уже стала синонимом слова «тавтология».

    Иногда намеренное использование однокоренных слов служит средством художественной выразительности. Например, тавтология широко встречается в пословицах и поговорках, в устойчивых выражениях. «Жизнь прожить – не поле перейти», «вольному воля», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» – такую тавтологию мы, конечно, не будем вычеркивать красной ручкой.

    Если же употребление однокоренных слов не оправдано стилистическими целями, тогда тавтология уже не художественный прием, а ошибка, и она свидетельствует о бедности речи говорящего. «Соединить воедино», «нарисовать рисунок», «станцевать танец», «шагнуть один шаг», «писатель описывает»– такие сочетания, конечно, недопустимы.

    Плеоназм, как неоправданное многословие, также встречается в литературе. В переводе с греческого это слово значит «излишество». Плеоназм – это сочетание в тексте близких по значению слов, создающих смысловую избыточность: значение одного слова перекрывается значением другого слова. Самые известные примеры: «памятный сувенир», «своя автобиография», «первая премьера». Такие сочетания нельзя оставлять без внимания и их надо править.

    Как и тавтология, плеоназм может быть стилистическим приемом. И эта граница довольно зыбкая и определяется общим речевым стилем эпохи. Плеоназм часто встречается в художественных текстах. Как, например, у Жуковского: «Но им назад не воротиться».

    Многие выражения, изначально плеонастичные, вошли в литературный язык и уже не считаются ошибочными. «Спуститься вниз», «подняться наверх», «экспонат выставки» – это нормальные, грамотные сочетания, хотя формально избыточные.

Автор: Ирина Хамзина – куратор курса “Голос как бренд” онлайн школы SpeakGood

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *