Секреты опытного диктора

УДАРЕНИЕ КАК ПОМОЩНИК

Ударение в русском языке жестоко и коварно. Оно любит менять своё местоположение в зависимости от склонения, спряжения, числа или даже рода слова. Оно может меняться со временем и этими изменениями приводить дикторов в панику. Но в некоторых иностранных языках ударение более дисциплинированно и может даже прийти на выручку русскоговорящему диктору.

Если вы читаете текст о Франции или о чём-то французском, смело ставьте ударения в именах собственных на последний слог, оно никуда оттуда не денется. Так вышло, что во французском языке ударение фиксированное и всегда, в любом абсолютно слове будет на последнем слове. Поэтому ГюгО у нас Виктор, БальзАк — ОнорЕ, а ГаргантюА и ПатагрюЭль приятны и понятны.

Такой же стабильностью отличается польский язык, но там ударение всегда на предпоследнем слоге, даже если он окажется первым. Не превращайте Януша КОрчака, в КорчакА, это ни к чему хорошему не приведёт. Лучше почитайте о КОрчаке, удивительной силы и стойкости был человек, славен не только среди педагогов, но и среди экологов.

Есть также язык с фиксированным ударением на первом слоге — финский. СЯмозеро и КЕнозеро в Карелии тому пример. В случае, если слова сложное, ударение упадёт на каждый первый слог. То, что в русском языке называется рекой ПИстой, на финском прозвучит как “ПИстайОки”. Озеро на той же реке называется “ПИстаЯрви”. Соответственно, Ярви — озеро, йОки — река. Теперь и финские имена и фамилии особой трудности при чтении у вас не вызовут.

Но самый примечательный язык в отношении ударений — японский. В нём отсутствует редукция, так присущая русскому языку, а потому каждый слог в японском слове равноправен. В фамилии “КуросАва” в русской транскрипции ударение падает на третий слог, потому что остальные при этом остаются такими же звучными.

И всё же имена собственные тоже были и остаются коварными. Потому при любых сомнениях лучше проконсультироваться с заказчиком или записать несколько вариантов произношения, не забывайте об этом!

курсы дикторов, постановка голоса, ораторское мастерство

Автор: Надежда Маркелова — куратор курса «Голос как бренд» онлайн школы SpeakGood

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *