Логопедия

ЗАИКАНИЕ У ВЗРОСЛЫХ

заикание у взрослых, лечение заикания у взрослых, заикание у взрослых людей, заикание у взрослых причины, как избавится от заикания взрослому человеку

При нарушении координации действий речевых механизмов мы имеем различные расстройства.

Из речевых расстройств у взрослых чаще всего встречается заикание.Обычно заикание начинается с детства.Благодаря длительному стажу заикливой речи фиксируется и закрепляется неправильная координация речевых движений. Ввиду образовавшихся трудностей речевых движений заикающийся не может полностью высказать свою мысль звучащей речью.Эти трудности сосредотачивают на себе все его внимание,переключают все мысли на сам процесс произнесения слов, звуков, нарушают последовательное течение нужной мысли, создают состояние нерешительности, боязни. Заикающийся старается помочь себе говорить, произносить слова, звуки, артикулировать, делая различные телодвижения или добавляя ненужные, сорные слова или лишние звуки в произносимой речи.

Лишние слова, или эмболофразии, являются своего рода уловками, также как некоторые движения (сопутствующие), которые сначала были произвольными, применение их, казалось заикающимся, облегчает речь. Эти движения при дальнейшем заикании становятся уже привычными.

У заикающегося происходит недостаточная координация и дифференциация движений во время речевого акта в их правильной последовательности. Последовательность нарушается тем, что в поток звуко-произносительной речи вклиниваются судорожные движения, которые распространяются на весь организм вместе с повторением слогов, судорожными тоническими остановками,спазмами языка, губ, гортани ,расстройством голоса, дыхания. Попытки к речи сопровождаются рядом сопутствующих движений мышц лица, конечностей, шеи, туловища, покраснением лица, усиленным потоотделением,похолоданием конечностей. У взрослых заикающихся ряд психоневротических наслоений становится преобладающим. Заикающиеся во время своей речи чаще всего думают о том, что они обязательно будут заикаться. Это делает их речь еще более неспокойной, напряженной, взволнованной. Этот своеобразный «страх речи»появляется у заикающихся каждый раз, когда приходится говорить.

Испытывая привычное ощущение близкого затруднения, заикающийся заранее напрягает мышцы речевого аппарата, чем еще больше усиливает заикание.

Заикающиеся говорят обычно чрезмерно быстро,некоторые отрывисто, другие с большим напряжением и т.д. Одни заикаются больше на согласных звуках, некоторые и на гласных. Почти у всех есть «трудные»звуки, которых они стараются избегать.

Таким образом, заикание захватывает в целом и речь, и эмоциональную и волевую сферу человека. Требуется воздействие как на речь, так и на всю личность в целом, на весь организм человека.

Основным видом воздействия на психомоторную сторону организма при заикании является логопедический процесс.

Логопедический процесс должен воздействовать на заикающегося путем воспитания правильных речевых движений (дыхания, голосообразования, артикуляции); путем работы над содержанием речи и ее смысловой окраской; путем рациональной психотерапии, которая является важным методическим приемом при работе со взрослыми.

Заикающийся должен знать, в чем заключается его речевой недостаток. И только при сознательной и активной работе самого заикающегося можно расчитывать на желаемый успех.

В организме человека все двигательные процессы,в том числе и звучащая речь,должны протекать ритмично. У заикающегося в большинстве случаев отмечается особая мышечная заторможенность: связанность движений, отсутствие плавности, мышечное напряжение, поэтому в системе воздействий на заикающихся большое значение имеет логопедическая ритмика. Она стремится использовать непосредственную связь слов с движением и музыкальным ритмом. Логопедическая ритмика помогает выработке правильной координации речевых движений с общей моторикой. Упражнения проводятся на основе музыкального ритма. Это дает возможность разнообразить движения и создавать бодрое настроение у заикающихся.

Большое значение имеют режимные моменты. Неуклонное выполнение распорядка дня создает ритм поведения, это в свою очередь, облегчает работу и над речью.

Следует рекомендовать рационально использовать дары природы,чтобы провести общую работу над укреплением организма. Необходимо пользоваться солнцем,воздухом,водой. Ритмичные движения, плавание, лыжи, коньки, умеренные спортивные занятия должны быть спутниками заикающегося, т.к.благотворно действуют на настроение и укрепляют нервную систему.

Также полезным приемом оздоровления речи является пение. Обычно при пении почти не встречается заикания. Пение налаживает артикуляцию, дыхание, голос. Содержание песни эмоционально окрашено. Ритм-размеренный, и темп речи чаще всего-замедленный.

Работа по воспитанию правильной координации речевых движений, работа над сложным речевым процессом развертывания мысли, рациональная психотерапия, логопедическая ритмика, пение и необходимые медицинские мероприятия составляют комплекс воздействия на заикающегося человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *